На сегодняшний момент существует только два основных способа крепления детских автокресел: с помощью штатного ремня безопасности или при помощи системы ISOFIX (Изофикс).
Что такое ISOFIX? Это система крепления, разработанная Международной Организацией по Стандартизации (ISO) с целью сделать установку детских автокресел быстрой, простой и одинаковой во всех легковых автомобилях. Представляет собой жесткие металлические коннекторы, которые крепятся напрямую к кузову автомобиля. В США также используется вторая аббревиатура – LATCH (Lower Anchors and Tethers for Children). ISOFIX расшифровывается как International Standards Organisation FIX – буквально, Международная Организация по Стандартизации Установки. Сама система крепления была введена еще в 1990 г., но большинство марок и моделей автомобилей в мире начали оснащаться этой системой примерно с 2003 года.
В автомобиле система ISOFIX представляет собой парные металлические скобы в сиденье. Расстояние между центрами двух скоб – 28 см. Практически во всех пятиместных легковых автомобилях такие скобы встроены в задние пассажирские сиденья – в правое и левое, но иногда встречается и третий комплект скоб – по центру (в минивэнах или больших кроссоверах). Передние пассажирские сиденья оснащаются системой ISOFIX очень редко – обычно только в двухместных автомобилях.
Можно было бы сказать, что крепление ISOFIX современнее и лучше – а чаще всего так и есть, – и на этом закончить статью, однако конструкция детских автокресел разных возрастных групп может отличаться друг от друга настолько сильно, что разобрать способы крепления для каждой из них отдельно просто необходимо.
Группа 0+.
Кресла 0+ крепятся на сиденье автомобиля только «спиной вперед». Практически во всех моделях группы имеется возможность крепления штатным ремнем безопасности – по сути самый бюджетный и достаточно безопасный способ. Тем не менее, бОльшая часть современных моделей группы все-таки ориентирована на использование в комплекте с базой ISOFIX – и это самый удобный вариант.
Учитывая, что автокресло 0+ используется, в том числе, как переноска, а потому должно быть легким, коннекторы ISOFIX встраивают не в само кресло, а в базу. Такая база крепится на сиденье к скобам ISOFIX автомобиля, при этом в качестве третьей точки фиксации применяется раздвижная опора в пол. Таким образом, автокресло, вместе с пристегнутым в нем ребенком, просто ставится на базу, и под собственным весом кресла, замки крепления кресла к базе защелкиваются автоматически. Снять переноску обычно тоже очень просто – одним нажатием кнопки.
Также у многих производителей база ISOFIX стандартизирована под другие возрастные группы, в том числе совмещенные. Это очень практично: по мере роста ребенка, можно использовать эту же базу для следующего по возрасту кресла.
Удобство и надежность крепления ISOFIX здесь неоспоримы. А кроме того, риск неправильной установки автокресла с такой системой крепления практически исключен, так как не зависит от каких-либо навыков.
Кстати, краш-тесты ADAC некоторых моделей автокресел группы 0+, при условии установки на базу ISOFIX, показывают более высокие результаты, нежели при креплении штатным ремнем безопасности.
Группа 0+/1.
В этой группе кресла с креплениями ISOFIX определенно безопаснее и удобнее в установке, нежели аналоги с креплением ремнем безопасности. К тому же, новый стандарт безопасности R129 (I-SIZE), в соответствии с которым разработаны все самые новые и безопасные автокресла до 4-х лет, предусматривает только крепление на ISOFIX.
Покупать автокресла 0+/1 с креплением только штатным ремнем безопасности имеет смысл лишь из соображений экономии – они обычно действительно намного дешевле, либо если Ваш автомобиль не оборудован системой ISOFIX.
Сами конструкции детских автокресел группы 0+/1 с креплением ISOFIX тоже весьма различны:
● с отдельной базой ISOFIX – ребенок перевозится «спиной» вперед, затем по мере взросления переставляется на базе по ходу движения автомобиля, а еще такое кресло нельзя использовать, как переноску;
● с наличием поворотного механизма – здесь кресло и база уже несъемные, но кресло можно поворачивать вместе сидящим в нем ребенком;
● «литая» неразборная конструкция – устанавливается только «спиной» вперед, из-за чего это не самая популярная модель, однако считается наиболее безопасной.
Стоит упомянуть и третью точку крепления автокресел в группе 0+/1 в комбинации с Изофикс – это либо раздвижная опора в пол, либо крепление системой Top Tether. Что такое Top Tether? Это дополнительная к ISOFIX система крепления детского автокресла специальным ремнем с карабином, по-другому называется – якорный ремень. Обычно используется в качестве альтернативы раздвижной опоре. В самом автомобиле система Top Tether представляет собой не сам ремень, а разъемы для крепления этого ремня и обозначаются они специальным значком в виде детского кресла с якорем.
В хетчбэках, универсалах и кроссоверах разъемы под Top Tether обычно расположены на обратной поверхности задних сидений. Крайне редко, но все же встречаются такие места расположения: в полу багажника или даже на потолке. В седанах – практически всегда расположены за подголовниками задних сидений в специальных лючках.
Совмещенные группы 0/1/2 и 0/1/2/3.
Конструкция кресел группы 0/1/2 аналогична группе 0+/1: само кресло снимается с базы для смены положения – по ходу/против хода движения автомобиля. Практически всегда автокресла оборудованы базой ISOFIX.
Самый распространенный вариант крепления при росте ребенка до 100 см: ремнем безопасности – когда кресло используется «спиной» вперед, и с использованием ISOFIX + TopTether – когда кресло ставится вперед «лицом». Как только рост ребенка достигает 100 см, использование штатного ремня безопасности становится обязательным.
Группа 1.
Аналогично автокреслам предыдущей группы, в группе 1 также предпочтительнее кресла с креплением ISOFIX (с Top Tether или упором в пол – не имеет значения): их оценки в краш-тестах существенно выше, их проще устанавливать и они, опять же, безопаснее.
Группа 1/2/3.
Рассматривая модельный ряд из данной совмещенной группы, необходимо понимать, что все эти автокресла представляют собой кресла-трансформеры, которые преобразуются в каждую отдельную группу по мере взросления ребенка. В этой группе ребенок всегда крепится штатным ремнем безопасности автомобиля через специальные направляющие в кресле.
В совмещенной группе 1/2/3 основное внимание необходимо уделить вариантам крепления автокресла, когда оно используется в качестве 1-й группы (а тут их целый набор):
● при помощи штатного ремня безопасности;
● при помощи системы ISOFIX и Top Tether (при этом также есть возможность крепления штатным ремнем безопасности – например, для автомобилей, не оборудованных ISOFIX);
● при помощи штатного ремня безопасности + Soft Latch (это специальные ремни с карабинами, которые крепятся к разъемам ISOFIX автомобиля вместо классических коннекторов самой базы. Стоит отметить, что на безопасность это никак не влияет).
Обращаем Ваше внимание, что также существуют модели автокресел, где ISOFIX используется в качестве основного крепления, при этом такие кресла обязательно крепятся еще и штатным ремнем безопасности. Пример: автокресла со столиком безопасности.
Группа 2/3.
Все автокресла группы 2/3 крепятся только штатным ремнем безопасности автомобиля вместе с ребенком. Кстати, очень часто в недоумение приводит конструкция моделей с незафиксированной «спинкой» – она либо вообще никак не крепится к сиденью авто, либо же с легкостью откидывается в любое положение.
Менять наклон «спинки» в таких автокреслах абсолютно небезопасно для ребенка – родители делают это на свой страх и риск. Лучше вообще не использовать такую функцию в автокресле, либо выбирать иной модельный ряд.
Крепление ISOFIX в этой группе кресел не имеет того же функционала, что и в предыдущих группах, да и особого смысла – тоже. Здесь абсолютно не важно, как пристегнуто автокресло – к скобам Изофикс или нет: любое крепление никак не удержит само кресло при фронтальном ударе, и оно дернется вперед вместе с ребенком ровно до момента срабатывая штатного ремня безопасности. В связи с этим, зачастую, производители в характеристиках способов крепления моделей указывают не ISOFIX, а другие обозначения – ISOFIT, SeatFix и т.д.
Один из вариантов решения для более-менее жесткой фиксации автокресла: использование пластиковых кронштейнов типа Soft Latch, о которых мы говорили чуть выше.
В конце статьи, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что для правильной и безопасной установки детского автокресла, независимо от классификационной группы и выбранной модели, самыми главными критериями являются: выбор крепления в строгом соответствии с возрастом ребенка и неукоснительное следование инструкции по эксплуатации!
А прямо сейчас Вы можете окунуться в историю создания детских автокресел в нашей новой статье! Вы узнаете всё о первых разработках и удивительных изобретениях прошлого, увидите прототипы современных удерживающих устройств и познакомитесь с этапами становления сегодняшних норм в сфере детской безопасности на дорогах.